Русская усадьба
На главную
Главная Содержание Природа Русский стиль в ландшафтной архитектуре

Русский стиль в ландшафтной архитектуре

Что такое русский стиль? И есть ли он?


Конечно есть. «Там русский дух, Там Русью пахнет…». Русский стиль основан на интуиции, на сердечном созерцании, на вдохновении. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, В Россию можно только верить…». Русский стиль – это любовь, понимание природы в любом ее проявлении, умение прочувствовать целесообразность всего живого, умение сердцем почувствовать меру и гармонию, место и время произрастания того или иного растения.  



Что такое стиль? Стиль – это манера, способ выражения себя, своих идей, своего представления о жизни и красоте. Это определенная мера понимания гармонии, красоты, она у всех народов разная. Русский дух никому не ведом, русский созерцает природу, не стремясь ограничить ее рост, русский уровень сознания намного превышает все остальные, именно поэтому он навсегда останется загадкой. Спросите у птицы, в каком стиле она поет? Разве она вам скажет? Она бы наверное сказала, что она так поет потому что так чувствует, потому что сердце ее ликует и трепещет от радости, встречая новый день, разве же она может объяснить почему? Разве же нужно объяснять русскому человеку почему он так привязан к своему вишневому саду. Россия дала миру Чайковского, Пушкина, Лермонтова, Ломоносова, Тургенева, Репина, Васильева, только потому что «нет русского стиля», а есть высшая мера понимания и чувства красоты и целесообразности, ведомая людям чистым и благородным. 


То как Иван Ильин смог высказать и воспеть природу во всех ее проявлениях, равных в этом ему нет во всем белом свете, это стало возможным только благодаря тому что тысячелетиями на Руси благоговейно относились к природе. Веками передается любовь к природе на Руси. Пришвин, Паустовский, Бунин с любовью, нежностью видели красоту во всем земном. Срастаться корнями, вслушиваться в ветер, сливаться с морем, ликовать вместе с птицами – это все знакомо русскому сердцу. Русский знает, что формировать бансай – это ранить не только дерево, но и весь мир вместе с ним, стричь газон – это ранить не только травы, но и весь мир вместе с ними, а вот нежно и с радостью наблюдать за тем как раскинулись на просторе дикие травы, как сосенка пошла в рост возле заброшенного сарая – это то что непостижимо, и зовется это «русским стилем». Нужно ли пытаться понять что есть русский стиль? И возможно ли это? Это невозможно понять, это можно только прочувствовать. Вслушиваться, вглядываться, всматриваться, и любить , и славить, и бла-годарить, и вдохновенно творить, и радоваться, и грустить – вот задача русского стиля. Русский дух в ландшафтной архитектуре призван воспитать Чайковских, Пушкиных, Фетов, Репиных. Благородные возвышенные липы, крепкие дубы, изысканные ели, священные березы, нежные травы, полные детского восторга цветы – все это призвано воспитать душу, во всем есть свой священный смысл, все для человека, все для того чтобы он творил, жил, радовался. 


Русский стиль – это непредсказуемость, это мера, это интуитивное чутье духа места, это песня… «Свет и тень сменяют друг друга, а любовь вечна» - так передаваемая из поколения в поколение любовь к природе, к росту, силе духа всего живого через 20-30-100 поколений этого чистого святого неприкосновенного благоговеянного восторга к природе рождает Пушкина, Ильина, Менделеева, Ломоносова – это цветы русского стиля, самого загадочного и непонятного из всех. Русский стиль может понять только чистое сердце, ясный разум, благородный дух и возвышенные помыслы. Французы тоже любили липы, но они их стригли, тем лишая себя возможности достичь пределов развития духа и истинного благородства в угоду рационального упорядочивания.


Для Европы природа лишь фон для предметов сделанных руками человека, для Востока природа – помощник в духовном росте полном терпения, сосредоточенности, долгих раздумий, погружения в себя, аскетизма, для России природа неотделима от человека, она не вне его, она – это он сам. Музыка Чайковского, Рахманинова – это природа, природа – это музыка. Если бы не было бы симфонии №7 Рахманинова смогли ли мы выстоять войну 1945 г.? Если бы Сталин не ввел в школьную программу изучение Пушкина, достигли бы русские того роста духа, при котором держава воскресла после войны и стала одной из передовых, при том большая часть самых достойных погибла? Смог ли Пушкин написать свои стихи – самые чистые и еще до конца не понятые – если бы не его усадьба, с вековыми дубами, липами, сказками рассказанные его няней, пропитанные чудесами природы? А если бы все в его усадьбе подвергалось бы неизбежной стрижке, смог ли он достичь той высоты духа, что он достиг? Гоголь сказал, что Пушкина поймут только через 200 лет. Только сейчас приходит время для поколения людей которые по достоинству оценят его творения и поймут что такое «русский стиль».

Относительно выбора растений «русский стиль» предполагает ажурность листьев, раскидистость кроны (жимолость, пионы, береза, таволга), в отличие от западного и восточного стилей, которые предполагают замкнутые, сомкнутые, плотные кроны, толстый лист, «замкнутость на себе» - вот что их характеризует – на востоке для медитаций, на западе как олицетворение эгоизма. Даже в русской поэзии, песнях если дуб – то раскинулся на просторе, если травы – то усыпанные ими поля. Любовь русских к «воле вольной » - вот что определяет «русский стиль» в ландшафтной архитектуре. 


Что касается расположения растений на участке и относительно друг друга, то более всего ценилась на Руси скромность – поэтому растения подбирались соразмерные и созвучные, они должны быть приближенны друг к другу по цвету и к освещенности участка. Органичность, прочувствованная и одухотворенная любовью человека – вот что ценно в «русском стиле».

Совместное сопереживание всех стадий развития растения с человеком – вот что важно в русском саду. Тот внутренний барьер что не допускает стричь растения, например формировать бансай и прочее - это совесть («це весть» – послание богов), внутренне интуитивное настоятельное чувство дозволенного и недозволенного, на уровне чувств, на уровне подсознания. Укрощение роста растений возможно лишь в меру, эту меру и определит совесть, сопереживание, разум, интуиция. 

Очень важно ощущать растения, прикасаться к ним, чувствовать их. Где проходит тропинка, в каких-то (возможно неожиданных местах) растения должны быть непосредственно вблизи (возможно склонившаяся ветка, возможно травка, «выбежавшая» на дорожку), чтобы не только визуально, но и тактильно ощущать их естество, дыхание в них жизни, их пульс, как текут по их жилам кровь, как их питает роса, как ласкает их солнце. 


…Найти листву и поднести к лицу
И ощутить сиротство как блаженство..


…Природа прислонясь к моим плечам,
Объявит свои детские секреты… (Марина Цветаева)


Аромат – одна из основных категорий в подборе растений, он столь же важен как и форма кроны. Ароматные травы всегда располагались у террасы, также заросшие кустарники у террасы тоже приветствовались так как они становились приютом для птиц. Утреннее чаепитие под пение птиц и с ароматом цветущих роз – непременный атрибут русской усадьбы. Правильно составленный букет ароматов сада в разных его точках и в целом, приносимый южным и северным ветрами, способен усилить восторг от постижения тайн природы, от ее созерцания.

Все истины скрыты в русском языке, в русских буквах, их значениях и их сочетаниях. В будущем найдутся люди, которые раскроют тайный их смысл и люди будут ведать то что от них сокрыто ныне, ввиду несвоевременности. Вот что определяет русский стиль, это одни из ключевых слов:
Гармония-мера-соразмерность-размер-органичность-размеренность-умеренность-разум
Красота-соты-радость-порядок-упорядоченность-прямота
Соты-согласие-соразмерность-составляющие-совокупность-соединение-соподчинение-соблюдать
Таинство-тайна-талант
Бог-болезнь-боль
Воля-волна-волнение-Волга
Искренность-искра-поиск-искоренить
Любовь-люди-бога-ведающие
В русском саду непременно должны быть и порядок, и упорядоченность наряду с некоей тайной, недосказанностью, неожиданной радостью посреди целесообразной упорядоченности, например неожиданное растение в самом неожиданном для него месте (с нашей точки зрения), а для этого растения – вполне все предсказуемо потому как задача у него и вызвать у нас этого восторг от неожиданности и совершенства природы, это как маленькое чудо, «аленький цветочек» посреди тенистого леса.

Бог-болезнь-боль. Также важно присутствие вредных насекомых равно как и полезных. Нынче это принято называть «экологическим равновесием». Целесообразно ли пользоваться химией? Ведь истребляя вредных насекомых, мы тем самым лишаем пищи полезных насекомых – птиц, божьих коровок. Лягушки, кроты, стрекозы, птицы призваны сдерживать популяцию вредных насекомых. Равно также как через боль человек растет и благодаря трудностям и борьбе он познает и совершенствуется, так и в растительном и в животном мире – призваны выжить самые достойные и самые сильные. Через болезни растения вырабатывают иммунитет и тем самым совершенствуются, борясь с разного рода болезнями и грибами.

Животный мир играет столь же важную роль в русской усадьбе как и растения. Они верные помощники, друзья, защитники и порой даже советчики.

В целом мир русской усадьбы – это мир гармонии, созидания, сотворчества, познания, где есть и мир, и борьба, и рост. Постоянный непрерываемый рост и совершенствование всех его жителей и человека в первую очередь. 

Основной принцип создания русской усадьбы – МЕРА. Определить меру всех его элементов в количественном и качественном их выражении – и есть путь к построению органичного пространства для жизни и созидания. Изюминка именно русской усадьбы состоит в том, что познать эту меру, только лишь прочитав миллионы книг и увидев миллион садов, и будучи мудрецом невозможно, хотя это есть одно из главных условий. Главное условие – это чистое сердце, благородные помыслы и искренность.


Волкова М.В.


В качестве иллюстраций использованы картины художников: Левитан, Шишкин, Елена Капустина, Александр Аверин, Николай Фомин и фото модельеров Бородулиных (http://borodulins.ru/company/) и др. фото с сети…




"Сады или искусство украшать сельские виды"
Сочинение Жака Делиля



 Французский садовник XVIII в. Жак Делиль (1738—1813) прославился тем, что свое представление о гармоничном саде он воплотил не только в созданных им садах, но и облек в стихотворную форму в поэме "Сады"


Мне светит Флоры взор: я буду петь сады!
Я расскажу о том, как весь пейзаж окрестный,
Возвышенный искусств гармонией чудесной,
Неузнаваемый приобретает вид
И восхищает взгляд, и душу веселит,
А зданья стройные своей архитектурой
Увенчивают то, что создано натурой.
Искусство тонкое, что опишу я вам,
Восходит к прошлому, к далеким временам.
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Итак, начну я песнь, Филиппом вдохновленный.
Сюжет меня ведет на путь определенный.
Ведь каждый сад - пейзаж, и он неповторим.
Он скромен иль богат - равно любуюсь им.
Художниками быть пристало садоводам!
Но действуй не спеша и, прежде чем дерзнуть
Лопатой грубою земли поранить грудь,
Вглядись в нее любя и, лишь найдя изъяны,
Берись их исправлять, как лекарь лечит раны.
Во всем, всегда, везде природе подражай!
Случалось ли тебе порой увидеть край,
В котором было все - такое совершенство,
Что ты почувствовал и трепет, и блаженство?
Навеки в памяти его запечатлей.
Как улучшать поля - узнаешь у полей!
Есть много чудных мест, украшенных на диво.
Какое предпочесть, решайте справедливо...
В России северной свирепствуют метели,
Но мощные леса, их кедры, сосны, ели,
Мхи и лишайники во мгле морозных зим
Стоят зеленые под слоем снеговым.
Умение и труд там все превозмогают.
Огонь с морозами бороться помогает,
И Флора юная приходит в свой черед
Туда, где сам Вулкан Помону бережет.
Великий мудрый царь принес в народ науку;
Он над страной простер властительную руку,
В борьбе со стариной верша свои труды.
Вкусят потомки им взращенные плоды.
Китай нас поразит и странностью растений,
И необычностью затейливых строений,
Изгибом мостиков, и пагод высотой,
Фарфором, росписью и красок пестротой.
Чаруют в Турции, в садах ее восточных
Фонтанов звонкий плеск, журчанье вод проточных,
Сквозных беседок тень, кусты цветущих роз,
Пьянящий аромат, кружение стрекоз
Над влажным мрамором бассейнов, обрамленных
Толпою томных дев, жарою утомленных.
Вкруг замка - парк, а в нем - высокие аллеи,
Лужайки светлые, тропинки, что, белея
Среди густой травы, притягивают взгляд
И в глубь кудрявых рощ приветливо манят.
Там кроны тополей, верхи дубов могучих
Над светлым кружевом ив и берез плакучих
Темнеют сотни лет на склонах древних гор.
Шумит под ветром их многоголосый хор,
И ветви пышные с годами не редеют,
А поднимаясь ввысь, растут и молодеют...
Коль хочешь разбивать, сажать и строить сад,
Постигни раньше край, узнай, чем он богат;
Тогда возможности используешь умело,
И принесет плоды затеянное дело.
И сад становится прекрасней год от года.
Творенье ваших рук, он все-таки - природа.
Нельзя на маленьком пространстве, в узкой рамке,
Все сразу поместить - беседки, гроты, замки,
Часовни, пагоды... Пленить стараясь всех,
Лишь осуждение ты вызовешь и смех.
Но не впускайте в сад холодного металла!
Природу оскорбит вторженье топора!
Она - художница, и кисть ее добра.
Как строен и пушист высокий, гордый ясень:
В нем ветка каждая, в нем каждый лист прекрасен.
А ножницы... Нет, нет, не троньте! Он живой!
О, нимфы, прочь скорей! Над вашей головой
Опасность страшная! Но - кончено... Свершилось!
Верхушка пышная поникла и свалилась,
А ясень застонал. Он без вины казнен.
О, как бы я хотел, чтоб вся моя страна
В Эдем, в единый сад была превращена!
Но вот что надо знать любому садоводу:
Есть два лишь способа преображать природу:
Один рассчитанностью линий покорять,
Другой - нежданными картинами пленять.
Но - надо выбирать: они несовместимы.
Тому попробуем примеры привести мы.
Один являет нам симметрии закон.
Изделия искусств в сады приносит он.
Повсюду разместив то вазы, то скульптуры,
Из геометрии взяв строгие фигуры,
Деревья превратит в цилиндры и кубы,
В каналы - ручейки. Все у него - рабы.
Он - деспот, властелин, надменный и блестящий.
Другой все сохранит: луга, овраги, чащи,
Пригорки, впадины, неровность, кривизну,
Считая госпожой естественность одну.
Что ж, может быть, они по-своему и правы...
Ведь сколь грустны сады, где клумбы - как заплаты,
Где все расчерчено на ровные квадраты,
Где каждый маленький зеленый уголок
Причесан так, чтоб в нем укрыться ты не мог,
Где нет ни дерева без выстриженной ветки
И одинаковы, как близнецы, беседки,
Где разлинованы тропинки, как чертеж,
И где источника без вазы не найдешь,
Где вместо тополей - шары и пирамиды,
Пейзажа нет, а есть искусственные виды,
И всюду пастушки из мрамора стоят...
Лесная глушь милей, чем этот жалкий сад!
Природы никогда не будет слишком много:
Всегда прекрасная, она - творенье бога.
Наука о садах - вот мирный мой удел,
И нечто, кажется, я сделать в ней сумел.
Покрыли землю сплошь теперь в садах газоны,
И Флора щедрая на их ковер зеленый
Рассыпала цветы. Вершины скудных гор
Короной из ветвей украсил пышный бор.

Жак Делиль


Источник: http://architectoram.com/landshaftnaya-arxitektura/761-sady-ili-iskusstvo-ukrashat-selskie-vidy.html

 

Похожие материалы: